Школа социального опыта как условие ранней профориентации дошкольников и профессионального самоопределения учащихся

В настоящее время ориентация детей дошкольного возрас­та в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного разви­тия.

В действующем Постановлении Минтруда РФ «Об ут­верждении Положения о профессиональной ориентации и пси­хологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1 профессиональная ориентация оп­ределяется как один из компонентов общечеловеческой культу­ры, проявляющийся в заботе общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, а также как комплекс специальных мер содействия человеку в профессиональном са­моопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.

В данном Постановлении также указано, что профессио­нальная ориентация входит в компетенцию дошкольных обра­зовательных организаций. Их задача в этом отношении - в про­цессе реализации программ воспитания осуществлять психоло­го-социальную ориентацию детей; проводить учебные занятия по изучению мира труда; развивать у детей в ходе игровой дея­тельности трудовые навыки; формировать мотивации и интере­сы детей с учетом особенностей их возраста и состояния здоро­вья.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного об­разования» №1155содержание Программы дошкольного образо­вания должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охваты­вать следующие структурные единицы, представляющие опре­деленные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Так, например, социально-коммуникативное развитие на­правлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие обще­ния и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморе­гуляции собственных действий; развитие социального и эмо­ционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопере­живания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Согласно ФГОС ДО трудовое воспитание в ДОУ направле­но на развитие навыков культуры быта, организацию труда в природе, организацию хозяйственно-бытового труда, ручного труда и ознакомление с трудом взрослых.

Одной из важнейших составляющих процесса социализа­ции ребенка является его профессиональное самоопределение - процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути.

Профессиональное самоопределение - это не единовре­менное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно еще в дошкольном детстве. Традиционно выделяют несколько этапов и подэтапов этого процесса:

  • этап. Развитие конкретно-наглядных представлений о мире профессий. Этот этап берет свое начало в возрасте станов­ления самосознания как такового - в 2,5-3 года и продолжается вплоть до начала подросткового возраста (10-12 лет).

Первый этап делится на два подэтапа: эмоционально-­образный и пропедевтический.

  • этап. Профессиональное самопознание. Ориентиро­вочные границы этого этапа - 5-9 класс. Здесь также выделяют два подэтапа: поисково-зондирующий и подэтап развития про­фессионального самоопределения.
  • этап. Собственно профессиональное самоопределение. На этом этапе три подэтапа: уточнение социально ­профессионального статуса (характерен для учащихся 10-11 классов), вхождение в профессию (характерен для студентов) и развитие профессионализма в процессе трудовой деятельности (характерен для работающей части населения).

Первый и второй этапы профессионального самоопреде­ления называют допрофессиональным самоопределением, так как они не связаны непосредственно с выбором и освоением профессиональной деятельности, а являются подготовительны­ми к ней. Главная цель допрофессионального самоопределения задается взрослым и заключается в том, чтобы постепенно сформировать у ребенка внутреннюю готовность самостоя­тельно и осознанно планировать, корректировать и реализовы­вать шаги своего профессионального развития.

Профессиональное становление неразрывно связано с возрастным развитием человека, и периоду дошкольного детст­ва соответствует I этап профессионального развития: этап формирования конкретно-наглядных представлений о мире профессий. На этом этапе у ребенка должна сформироваться определенная наглядная основа, на которой будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания, а также положительное отношение к профессиональному миру, людям труда, их занятиям.

В процессе возрастного развития ребенок насыщает свое- сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия пред­ставителей различных профессий (водитель, врач и т. п.), осно­вываясь на наблюдениях за действиями взрослых. Некоторые элементы профессиональной деятельности ребенку еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, впечатлений, кон­кретных ситуаций из жизни, историй.

Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация - разные понятия. Если профессиональное самооп­ределение можно упрощенно представить как процесс принятия решений в профессиональной сфере жизни, то профессиональ­ная ориентация (профориентация) представляет собой систему мер, направленных на оказание помощи человеку любого воз­раста в осознанном выборе (подборе, смене) профессии, обеспе­чивающих свободный выбор предстоящего профессионального пути. Такой комплекс мер разрабатывается на основе кадровой политики страны в целом, отрасли, региона, конкретного пред­приятия или организации, и реализуется специалистами (профориентаторами, педагогами, психологами) через различные за­нятия и мероприятия (экскурсии, игры, беседы и т. п.).

В рамках реализации в МБОУ «СОШ №18» инновацион­ной деятельности региональной пилотной площадки опережаю­щего введения ФГОС среднего общего образования в Иркутской области (Распоряжение министерства образования Иркутской области от 20.06.2013 г. № 611-мр) и региональной инновацион­ной площадки по теме «Разработка и апробация региональной модели научно-методического, организационно-педагогического сопровождения муниципальных систем профессионального са­моопределения детей и молодежи» на период 2014-2017 г. (Рас­поряжение Министерства образования Иркутской области от 18.04.2014 г. № 174-мр) сформирована система социального партнерства с учреждениями микрорайона.

Одним из социальных партнеров школы является МБДОУ «ДСОВ № 101». В ходе взаимодействия данных образователь­ных учреждений происходит создание условий для безболез­ненной адаптации будущих первоклассников к школе, а также процесс социализации и профессионального самоопределения учащихся старшей школы, что определено требованиями ФГОС СОО.

Основные положения системы взаимодействия образова­тельных учреждений заключены в проекте «Школа Социального Опыта», направленном на формирование личностных характе­ристик учащихся. Таких, как готовность и способность к само­стоятельной, творческой и ответственной деятельности, разви­тие навыков сотрудничества с детьми младшего возраста, взрос­лыми в различных видах деятельности, умение самостоятельно определять цели и составлять планы, умение продуктивно об­щаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельно­сти.

Актуальность продукта обусловлена требованиями ФГОС второго поколения, принципами системно-деятельностного под­хода к организации обучения и воспитания учащихся, и позво­ляет решать следующие педагогические задачи:

  • Формирование социальных компетенции на основе привлечения учащихся к общественно значимой деятельности
  • Приобретение практических умений коммуникативной культуры в процессе осуществления различных социальных взаимодействий
  • Знакомство с конкретными условиями и содержанием отдельных социальных процессов, проходящих в современном российском обществе
  • Приобретение навыков формирования индивидуаль­ных моделей поведения, адекватных ситуаций решения и пре­одоления проблем, сопровождающих деятельность учащихся во время прохождения социальной практики, умения применять теоретические знания в конкретной ситуации
  • Получение информации об интересующей профессии, осуществление профессиональных проб.
  • Формирование коммуникативной культуры в деловом общении.

Основная идея реализации Школы Социального Опыта сводится к осуществлению социальной практики обучающимися 9-11 классов, в ходе которой у старшеклассников происходит соотнесение получаемой информации с собственным социаль­ным опытом и формирование на этой основе собственного к ней отношения. Значение социальной практики состоит в том, что подросток усваивает нормы, социальные роли, ориентируется в содержании деятельности, понимая и оценивая ее социальную значимость.

Школа социального опыта была реализована в пяти при­оритетных направлениях:

  • Социальное партнерство с МБДОУ «ДСОВ №101».
  • Школьный альбом.
  • Ранняя профориентация младших школьников.
  • Итоговое событие для учащихся 5,6,7 классов.
  • Проведение Единых тематических дней в 1-4 и 5-7 классах.

Социальное партнерство с МБДОУ «ДСОВ №101» по профориентационной работе с дошкольниками проходила в виде тематических встреч с учащимися средней школы. Формы и ме­тоды работы с детьми по формированию представлений о труде взрослых планировали совместно со старшим воспитателем и учителями школы. Основная сложность работы по ознакомле­нию детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного на­блюдения за ней, и в силу этого остается за пределами понима­ния ребенка. Поэтому деятельность совместная деятельность учащихся и дошкольников по реализации задач ранней проф­ориентации основывалась на самых разнообразных формах и методах работы с детьми и выстраивалась системно.

Для ознакомления детей с трудом взрослых можно приме­нялись традиционные методы обучения и воспитания:

  • словесный (беседы с использованием игровых персо­нажей и наглядности, чтение детской художественной литерату­ры)
  • наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстра­ций);
  • практический (экспериментирование с разными мате­риалами, опыт хозяйственно-бытового труда);
  • игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).

Исходя из возрастных особенностей детей и возможностей персонала дошкольной образовательной организации, органи­зовывались экскурсии:

  • в медицинский кабинет;
  • в прачечную;
  • в библиотеку;
  • в школу;
  • в магазин;
  • в аптеку;
  • в парикмахерскую;
  • к светофору;
  • на почту;

Учащиеся проводили дидактические игры, читали детям художественную литературу, проводили опыты и эксперименты, организовывали изобразительную деятельность, проводили по­знавательные викторины и тематические вечера.

Важным условием для проведения профориентационной работы является оснащение предметно-развивающей среды, учащиеся школы совместно с воспитателями групп принимали в этом активное участие: подбирали художественную литературу, энциклопедии, готовили с детьми самодельные книжки- малышки, создавали картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда; подбира­ли иллюстрации, раскраски с профессиями в уголке изобрази­тельной деятельности; подготовили картотеку мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, выпускали настенные газеты, оформляли альбомы, материалы для сюжетно-ролевых игр.

По итогам года учащиеся презентовали свои творческие проекты в виде разработок сюжетно-ролевых игр. Школьники рассказывали, как их с нетерпением ждали дети в детском саду, сколько новых открытий они сделали, общаясь с дошкольника­ми.

В результате реализации данного направления у выпуск­ников школы будут сформированы такие личностные результа­ты, как готовность и способность к самостоятельной, творче­ской и ответственной деятельности, сформированность навыков сотрудничества с детьми младшего возраста, взрослыми в раз­личных видах деятельности.

Метапредметные результаты: умение самостоятельно оп­ределять цели и составлять планы, умение продуктивно общать­ся и взаимодействовать в процессе совместной деятельности.

Таким образом, в рамках реализации модуля осуществля­ется взаимодействие на всех уровнях образования, в том числе между ДОО и НОО, что обеспечивает не только организацию работы по профориентации, но и преемственности.

Данный модуль может быть использован и реализован пе­дагогами дошкольных образовательных организаций, образова­тельных школ в современных условиях, предъявляемых феде­ральным государственным образовательным стандартом к орга­низации обучения и воспитания.

pdfДоговор 101 и 18

pdfЦитаты участников ДОУ 101 и СОШ 18

pdfПрограмма преемственности

Галерея

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Кто на сайте?

Сейчас на сайте 340 гостей и нет пользователей

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.

© 2020, МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 101» муниципального образования города Братска