Творческая мастерская
В Творческой мастерской ребята учатся делать поделки из разных материалов. Учителя Ирина Михайловна и Екатерина Николаевна всегда для ребят готовят что то увлекательное и интересное. Например, ребята путешествовали в подводный мир, изучали морских животных, а после обсуждения изготовили забавных медуз из цветного картона и пряжи. Дети сами придумали своим медузам имена, нарисовали глазки и ротик. С такими поделками, изготовленными своими руками, ребята играют в сюжетные игры в детском саду.
Интерактивные занятия в Творческой мастерской и Экспериментальной лаборатории En+
С начала учебного года (2023-2024г) ребята подготовительных к школе групп «Радуга» и «Звёздочки» начали посещать интерактивные занятия в школе по робототехнике, куборостроению. В игровой форме ребята выполняют задания, работают по схемам, придумывают свои варианты решения проблемных ситуаций, возникающих по ходу экспериментирования. Посещение таких занятий позволит снизить степень адаптации к школьному обучению, будет способствовать социализации дошкольников.
Школа социального опыта
Школа социального опыта как условие ранней профориентации дошкольников и профессионального самоопределения учащихся
В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития.
В действующем Постановлении Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1 профессиональная ориентация определяется как один из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющийся в заботе общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, а также как комплекс специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.
В данном Постановлении также указано, что профессиональная ориентация входит в компетенцию дошкольных образовательных организаций. Их задача в этом отношении - в процессе реализации программ воспитания осуществлять психолого-социальную ориентацию детей; проводить учебные занятия по изучению мира труда; развивать у детей в ходе игровой деятельности трудовые навыки; формировать мотивации и интересы детей с учетом особенностей их возраста и состояния здоровья.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» №1155содержание Программы дошкольного образования должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Так, например, социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Согласно ФГОС ДО трудовое воспитание в ДОУ направлено на развитие навыков культуры быта, организацию труда в природе, организацию хозяйственно-бытового труда, ручного труда и ознакомление с трудом взрослых.
Одной из важнейших составляющих процесса социализации ребенка является его профессиональное самоопределение - процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути.
Профессиональное самоопределение - это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно еще в дошкольном детстве. Традиционно выделяют несколько этапов и подэтапов этого процесса:
- этап. Развитие конкретно-наглядных представлений о мире профессий. Этот этап берет свое начало в возрасте становления самосознания как такового - в 2,5-3 года и продолжается вплоть до начала подросткового возраста (10-12 лет).
Первый этап делится на два подэтапа: эмоционально-образный и пропедевтический.
- этап. Профессиональное самопознание. Ориентировочные границы этого этапа - 5-9 класс. Здесь также выделяют два подэтапа: поисково-зондирующий и подэтап развития профессионального самоопределения.
- этап. Собственно профессиональное самоопределение. На этом этапе три подэтапа: уточнение социально профессионального статуса (характерен для учащихся 10-11 классов), вхождение в профессию (характерен для студентов) и развитие профессионализма в процессе трудовой деятельности (характерен для работающей части населения).
Первый и второй этапы профессионального самоопределения называют допрофессиональным самоопределением, так как они не связаны непосредственно с выбором и освоением профессиональной деятельности, а являются подготовительными к ней. Главная цель допрофессионального самоопределения задается взрослым и заключается в том, чтобы постепенно сформировать у ребенка внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать шаги своего профессионального развития.
Профессиональное становление неразрывно связано с возрастным развитием человека, и периоду дошкольного детства соответствует I этап профессионального развития: этап формирования конкретно-наглядных представлений о мире профессий. На этом этапе у ребенка должна сформироваться определенная наглядная основа, на которой будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания, а также положительное отношение к профессиональному миру, людям труда, их занятиям.
В процессе возрастного развития ребенок насыщает свое- сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия представителей различных профессий (водитель, врач и т. п.), основываясь на наблюдениях за действиями взрослых. Некоторые элементы профессиональной деятельности ребенку еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, впечатлений, конкретных ситуаций из жизни, историй.
Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация - разные понятия. Если профессиональное самоопределение можно упрощенно представить как процесс принятия решений в профессиональной сфере жизни, то профессиональная ориентация (профориентация) представляет собой систему мер, направленных на оказание помощи человеку любого возраста в осознанном выборе (подборе, смене) профессии, обеспечивающих свободный выбор предстоящего профессионального пути. Такой комплекс мер разрабатывается на основе кадровой политики страны в целом, отрасли, региона, конкретного предприятия или организации, и реализуется специалистами (профориентаторами, педагогами, психологами) через различные занятия и мероприятия (экскурсии, игры, беседы и т. п.).
В рамках реализации в МБОУ «СОШ №18» инновационной деятельности региональной пилотной площадки опережающего введения ФГОС среднего общего образования в Иркутской области (Распоряжение министерства образования Иркутской области от 20.06.2013 г. № 611-мр) и региональной инновационной площадки по теме «Разработка и апробация региональной модели научно-методического, организационно-педагогического сопровождения муниципальных систем профессионального самоопределения детей и молодежи» на период 2014-2017 г. (Распоряжение Министерства образования Иркутской области от 18.04.2014 г. № 174-мр) сформирована система социального партнерства с учреждениями микрорайона.
Одним из социальных партнеров школы является МБДОУ «ДСОВ № 101». В ходе взаимодействия данных образовательных учреждений происходит создание условий для безболезненной адаптации будущих первоклассников к школе, а также процесс социализации и профессионального самоопределения учащихся старшей школы, что определено требованиями ФГОС СОО.
Основные положения системы взаимодействия образовательных учреждений заключены в проекте «Школа Социального Опыта», направленном на формирование личностных характеристик учащихся. Таких, как готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности, развитие навыков сотрудничества с детьми младшего возраста, взрослыми в различных видах деятельности, умение самостоятельно определять цели и составлять планы, умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности.
Актуальность продукта обусловлена требованиями ФГОС второго поколения, принципами системно-деятельностного подхода к организации обучения и воспитания учащихся, и позволяет решать следующие педагогические задачи:
- Формирование социальных компетенции на основе привлечения учащихся к общественно значимой деятельности
- Приобретение практических умений коммуникативной культуры в процессе осуществления различных социальных взаимодействий
- Знакомство с конкретными условиями и содержанием отдельных социальных процессов, проходящих в современном российском обществе
- Приобретение навыков формирования индивидуальных моделей поведения, адекватных ситуаций решения и преодоления проблем, сопровождающих деятельность учащихся во время прохождения социальной практики, умения применять теоретические знания в конкретной ситуации
- Получение информации об интересующей профессии, осуществление профессиональных проб.
- Формирование коммуникативной культуры в деловом общении.
Основная идея реализации Школы Социального Опыта сводится к осуществлению социальной практики обучающимися 9-11 классов, в ходе которой у старшеклассников происходит соотнесение получаемой информации с собственным социальным опытом и формирование на этой основе собственного к ней отношения. Значение социальной практики состоит в том, что подросток усваивает нормы, социальные роли, ориентируется в содержании деятельности, понимая и оценивая ее социальную значимость.
Школа социального опыта была реализована в пяти приоритетных направлениях:
- Социальное партнерство с МБДОУ «ДСОВ №101».
- Школьный альбом.
- Ранняя профориентация младших школьников.
- Итоговое событие для учащихся 5,6,7 классов.
- Проведение Единых тематических дней в 1-4 и 5-7 классах.
Социальное партнерство с МБДОУ «ДСОВ №101» по профориентационной работе с дошкольниками проходила в виде тематических встреч с учащимися средней школы. Формы и методы работы с детьми по формированию представлений о труде взрослых планировали совместно со старшим воспитателем и учителями школы. Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней, и в силу этого остается за пределами понимания ребенка. Поэтому деятельность совместная деятельность учащихся и дошкольников по реализации задач ранней профориентации основывалась на самых разнообразных формах и методах работы с детьми и выстраивалась системно.
Для ознакомления детей с трудом взрослых можно применялись традиционные методы обучения и воспитания:
- словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы)
- наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);
- практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);
- игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).
Исходя из возрастных особенностей детей и возможностей персонала дошкольной образовательной организации, организовывались экскурсии:
- в медицинский кабинет;
- в прачечную;
- в библиотеку;
- в школу;
- в магазин;
- в аптеку;
- в парикмахерскую;
- к светофору;
- на почту;
Учащиеся проводили дидактические игры, читали детям художественную литературу, проводили опыты и эксперименты, организовывали изобразительную деятельность, проводили познавательные викторины и тематические вечера.
Важным условием для проведения профориентационной работы является оснащение предметно-развивающей среды, учащиеся школы совместно с воспитателями групп принимали в этом активное участие: подбирали художественную литературу, энциклопедии, готовили с детьми самодельные книжки- малышки, создавали картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда; подбирали иллюстрации, раскраски с профессиями в уголке изобразительной деятельности; подготовили картотеку мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, выпускали настенные газеты, оформляли альбомы, материалы для сюжетно-ролевых игр.
По итогам года учащиеся презентовали свои творческие проекты в виде разработок сюжетно-ролевых игр. Школьники рассказывали, как их с нетерпением ждали дети в детском саду, сколько новых открытий они сделали, общаясь с дошкольниками.
В результате реализации данного направления у выпускников школы будут сформированы такие личностные результаты, как готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности, сформированность навыков сотрудничества с детьми младшего возраста, взрослыми в различных видах деятельности.
Метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели и составлять планы, умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности.
Таким образом, в рамках реализации модуля осуществляется взаимодействие на всех уровнях образования, в том числе между ДОО и НОО, что обеспечивает не только организацию работы по профориентации, но и преемственности.
Данный модуль может быть использован и реализован педагогами дошкольных образовательных организаций, образовательных школ в современных условиях, предъявляемых федеральным государственным образовательным стандартом к организации обучения и воспитания.
Экскурсия по школе
В рамках реализации программы преемственности «Детский сад - школа» подготовительные группы «Звёздочки» и «Радуга» впервые побывали на познавательной экскурсии в школе N 18. Ребята путешествовали вместе с весёлым Светофорчиком по разным кабинетам, открывая для себя новые образовательные пространства школы: кабинет робототехники и куборостроения, «Гончарную мастерскую», уютный кабинет технологии, «Аквапонику» в кабинете биологии со скелетом «Костей» библиотеку, музей и огромный спортивный зал. Особенно понравился мини-урок химии с экспериментами разных жидкостей и веществ. На этом встречи в школе не заканчиваются, самое интересное у ребят ещё впереди! Благодарим учителей и сотрудников школы 18 за гостеприимный приём и тёплую встречу!
Общие дела детского сада и школы